Правила использования беспилотных воздушных судов

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ БЮЛЛЕТЕНЯ

 

Понятие беспилотного воздушного судна и квадрокоптера.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Квадрокоптер - летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами, является разновидностью БВС.

Требования воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС).

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП).

Виды квадрокоптеров

Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера.

Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС.

Выделяют три группы:

1) до 250 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;

2) от 250 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеров (иных БВС).

3) от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.

На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.

Правила использования квадрокоптера

Для использования квадрокоптера по назначению потребуется соблюдение ряда правил, а именно:

1. Постановка квадрокоптера (иное БВС) на государственный учет. Использование квадрокоптера допускается только при условии постановки БВС на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом. В противном случае существует большая вероятность привлечения владельца к административной ответственности за использование БВС без прохождения госучета, а также предъявления, например, транспортной прокуратурой иска в суд о запрете полетов (использования) БВС.

Учетный номер БВС, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

2. Получение разрешения на использование воздушного пространства.      

Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Направление представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13. Предусматривается возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

В сообщении обязательно указывается информация:

а) аэродром (место вылета) и время вылета;

б) маршрут с указанием последовательно значения диапазона высот полета и границы зоны полетов;

в) аэродром (место посадки) и общее расчетное истекшее время до окончания полета.

Сообщение о представленном плане полета БВС передается не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления. Сообщение о повторяющемся плане полета передается не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток.

Помимо получения разрешения от центра ЕС ОрВД полеты БВС (за исключением полетов БВС с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

При необходимости использования запретных зон и зон ограничения полетов, утвержденных приказами Минтранса России от 24.07.2020г. № 254 «Об установлении запретных зон» и № 255 «Об установлении зон ограничения полетов», владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.

3. Соблюдение правил выполнения авиационных работ.

В ряде случаев использование квадрокоптера (БВС) может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.

Так, проведение фото-, видео-, киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам, а значит, требует соблюдения правил.

В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям.  Для получения сертификата эксплуатант должен владеть БВС на праве собственности или ином законном основании.

 

Контроль использования беспилотных воздушных судов.

Функциями контроля соблюдения использования беспилотных воздушных судов наделены в Удмуртской Республике:

- Уральское межрегиональное территориальное управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Екатеринбургской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

- Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в границах Самарской зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (также наделено полномочиями лицензионного контроля, проведение инспекций гражданских воздушных судов, аттестации авиационного персонала гражданской авиации и другими полномочиями).

Получить консультацию по вопросам использования беспилотных воздушных судов можно:

-  в филиале «Аэронавигация Урала» Ижевский центр ОВД г.Ижевск по телефону: (3412) 51-37-12; e-mail: izh@izhovd.ru

- в Приволжском  МТУ Росавиации по телефону: (846)205-96-22  prmtu@prmtu.favt.ru

ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БВС

1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.

2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.

3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.

5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.

7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.

8. Запрещается:

выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;

летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;

приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;

летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;

приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.

 

(Подготовлено на основе материалов  Росавиции https://favt.gov.ru/dejatelnost-ucet-bespilotnyh-grajdanskih-vozdyshnih-sudov/), филиала «Аэронавигация Урала» Ижевский центр ОВД г.Ижевск, а  также частнопрактикующего юриста С.А. Слесарева, письма Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полетов N 7»)